Проставки для дисков

Проведем дорожные испытания, но для этого необходимо понять, о чем вообще пойдет речь. Для начала рассмотрим колеса автомобиля (или просто диски, как называют колеса в народе водители). Стандартный диск имеет размер 5Jх13 (для ВАЗ 2108). В таком колесе обод имеет ширину 5 дюймов, а диаметр посадки – 13 дюймов. Колеса, которые мы предлагаем, на 1 дюйм шире, и вылет диска в размере всего 7 мм, что видно из названия марки – ET7.

Вылетом называется расстояние от места крепления диска до плоскости вертикали, т.е. до центра. Автомобили Ваз, имеющие передний привод имеют вылет колеса тридцать восемь миллиметров. Мы, сократив эту величину до 7 мм, уводим плоскость вращения диска на тридцать один миллиметр наружу, от автомобильного кузова. При этом колея увеличивается на шестьдесят два миллиметра, шины сильно выступают за кузов автомобиля, и плечо обкатки из отрицательного значения переходит в положительное. Положительное плечо обкатки скажется при торможении на не очень хорошей дороге, машину будет немного разворачивать, что скажется на общей устойчивости автомашины.

Теперь скажем пару слов о проставках. Проставки, как правило, люди устанавливают для более красивого внешнего вида автомобиля. Кому-то кажется, что проставки увеличивают расстояние клиренса и повышают способность грузоподъемности, приподнимая брызговики от асфальта. Самара, задранная кверху, имеет более наглый и мужественный вид. Эти же слова могут выразить манеру вождения такого автомобиля.

Разберемся, правда ли, что проставки для дисков способны увеличить клиренс?

Проставки, установленные на передние колеса действительно способны увеличить клиренс между асфальтом и передней частью кузова автомобиля. А задние даже при поднятии кузова, не увеличивают расстояние от асфальта до подвески автомашины. Поэтому, делаем вывод, что не способны проставки для дисков увеличить клиренс.

Эксперимент: выполняем тюнинг ВАЗ, и проверяем проставки в действии.

Наш эксперимент состоит в следующем: имеется 8 шин, одинаковой размерности и марки – БИ-391, 175/70 R13. Первый комплект был установлен на диски ВАЗ, другой комплект применили на легкосплавные  широкие диски.

Первым этапом установили на а/м ВАЗ-2109 стандартный комплект колес и проводили испытание. Это сделано для оценки исходных ходовых качеств автомашины, а именно проверили выполнение различных маневров, торможение на миксте и т.д. Рассказывать подробно об этом мы не будем. Стоит лишь отметить, один момент, о котором не знают даже владельцы переднеприводные вазовских машин. Когда машина выполняет маневр «поворот» и двигается по дуге с высокой скоростью, то «незаполненная» автомашина почти на двадцать миллиметров отрывается от земли задним колесом. И переднее колесо стремится в воздух, что недалеко до опрокидывания машины.

Следующий этап – устанавливаем широкие колеса. Первый же маневр (змейка) показывает, и дает почувствовать, что невозможно ехать без специальных проставок под пружины колес. Даже при незагруженной машине задние колеса близки к отбортовке крыльев машины. Можно конечно попробовать решить проблему, нагрузив автомобиль, но лучше просто поднять его. Кузов машины можно приподнять на пятьдесят пять миллиметров, установив задние проставки между подвеской и амортизаторами. Передние же поднимут на двадцать миллиметров. Стоит отметить, что если на установку задних мы потратили около двадцати минут, то на передние ушло столько времени, что испытания отодвинулись на сутки. Это случилось из-за того, что сняв стойку для установки проставок, оказалось, что проставки были изготовлены с браком, а именно они были меньше заявленного размера, и пришлось ехать в наш технический центр для исправления размеров, и приведения их в норму.

Наконец автомобиль поднят. Остается лишь настроить углы установки колес машины, т.к. развал видимо увеличился за счет проставки. После поднятия автомобиля, первое, что можно отметить – это резкое возрастание усилий, которые потребуются для поворота рулевого колеса. При съезде с обочины на дорогу, т.е. когда два колеса находятся на разных дорожных покрытиях, то руль требует больших усилий для удержания. При движении по прямой, таких проблем не возникало, но неровные поверхности все равно отражаются на поведении машины и на руле.

При входе в поворот автомобиль более резко реагирует на доворот руля и при увеличении подачи топлива. Предельная скорость была пониженной и при исполнении маневра под названием «переставка». А вот при исполнении маневра под названием «поворот», все с точностью да наоборот. Скорость выросла, раскачки не наблюдалось, а крены уменьшились. «Девятка» с гордостью крепко выстояла на асфальте на всех своих 4-х колесах, забыв о риске опрокидывания.

Рассмотрим торможение на миксте, при условии, что под левыми колесами – базальтовая плитка, под правыми – покрытие из бетона. ВАЗ 2109 очень сложно удержать на «переставке». Коэффициент сцепления с базальтовой плиткой в 2 раза меньше, чем с бетонным покрытием. При стандартных колесах машину, как правило, пыталось развернуть на десять – пятнадцать градусов. В нашем же эксперименте, тюнинг ВАЗ привел к повороту на сорок пять градусов. Причиной этому послужило положительное плечо обкатки. При этом с большим коэффициентом сцепления ведущие колеса доворачиваются. Задние колеса от блокировки мощно оберегает регулятор тормозных сил. И они тормозят в ¼ силы. Поэтому, установив проставки для дисков необходимо перенастроить тормозной регулятор.

В конце, мы решили испробовать вариант со стандартными колесами и проставками. При этом варианте, автомобиль Ваз-2109 стал понятнее и увереннее в управлении,  усилие на руль нормализовалось, при разгоне и торможении автомашина стала спокойнее, автомобиль перестал «рыскать». Но кроме положительных моментов, есть несколько отрицательных: повысились крены кузова автомобиля, и вновь появилось задирание задних колес на поворотах.

Проводя наш эксперимент, мы думали получить более существенные изменения в поведении машины Ваз 2109 на дороге, при установке приставок. Выявилось много минусов, но не меньше и плюсов. Поэтому мы не собираемся отговаривать Вас от такого рода вмешательства в конструкцию автомобиля. Мы лишь хотим еще раз напомнить, что колеса, имеющие малый вылет во много раз больше нагружают подшипники ступицы. Если Вы имеете достаточный опыт в использовании Самары на расставленных колесах, и желаете с нами поделиться, мы с удовольствием будем ждать ваших замечаний и рассказов.

Наверх